Птица Феникс на Вокзальной, 111

В редакцию позвонили жильцы дома 111 по улице Вокзальная — мол, приезжайте, посмотрите каким ухоженным стал наш дом после первых ремонтов. Стоит ли говорить о том, что мы, удивились? Причём, ещё как, ведь в последнее время тема ЖКХ звучит в основном с резко-отрицательными характеристиками, а тут не просто не ругают свою управляющую компанию, но и хвалят за оперативность и качество. Чтобы понять в чём подвох, мы уже на следующий день и, разумеется, без предупреждения отправились по данному адресу, где и застали ремонтно-строительные работы в полном разгаре.

— Что ремонтируете? — интересуемся мы у рабочих. «Крыша дома была настолько ветхой, что квартиры пятого этажа регулярно затапливало. Вот по заявке жильцов и меняем кровлю». Однако, чтобы составить наиболее объективную картину происходящего, нам надо поговорить с самым заинтересованным и в то же время независимым человеком. Именно поэтому мы находим старшую дома — Муниру Старикову, ведь кому, как не ей должен быть знаком каждый шаг на пути от просьбы о ремонте до его проведения. Оказалось, этой женщине пришлось пройти не один круг бюрократического ада, прежде чем дом на Вокзальной, 111 вновь стал пригодным для жилья. Впрочем, передаём вам эту историю из первых уст:

— Поселилась я здесь через семь лет после сдачи дома в эксплуатацию. Тогда, в 1995 году, он был почти новым, вопросы по его обслуживанию решались через прикреплённого «Российской железной дорогой» коменданта, в общем, даже в страшном сне невозможно было представить, что в будущем дом станет похож на руины. События же последующих лет знакомы каждому россиянину — нас передали муниципалитету, потом, пас за пасом, словно мяч пинали различным жилищным компаниям города. Причём, о нашем «добровольном согласии» по переходу к ним мы порой узнавали уже после факта сделки. Очевидно же было одно — мы стали коммунальными беспризорниками, и найти след вылетающих в какую-то трубу наших денег было невозможно.

Тем временем дом рушился на глазах: потекла кровля, пришли в негодность коммуникации, в подвале вместо вентилей и задвижек поселились бомжи, а на двор и подъезды без слёз невозможно было взглянуть. Разумеется, мы не бездействовали. Взвалив на себя обязанности старшей дома, я регулярно обращалась с просьбами о ремонте в должные инстанции. Однако наше общение было похоже на мой бесконечный слёзный монолог. А из обслуживающих компаний приходил один и тот же нехитрый ответ: денег на счету вашего дома нет, ремонт невозможен. При этом получить разъяснения в том, куда уходят средства от аккуратно оплачиваемых нами квитанций, было не реально. Да и в чём, собственно, тайна статьи расходов не объяснялось. Между тем юридические консультации и «дружеская» переписка с бюрократами отнимали всё больше средств и сил. Выход был один — переходить в другую управляющую компанию, вот только в какую из них?

Верно сказано: век живи, век учись. Прежде чем мы выбрали достойных управленцев для нашего дома, мне пришлось вникнуть в суть всех юридических форм управления и проанализировать деятельность большинства жилищных организаций. На тот момент их были десятки, и при этом большинство предлагали непосредственную форму управления. Это значит, что свою производственную базу и большой штат рабочих УК иметь вовсе не обязательно. Солидный уставной капитал тоже не требуется. По сути компания работает как дилер и при такой форме управления ничем не рискует — ни бизнесом, ни капиталом. Она — всего лишь посредник между жильцами и ресурсоснабжающими, а также ремонтными организациями. При этом весь груз ответственности за ремонтные работы и расходы ложатся на жильцов. Наиболее актуальный сейчас пример этого — раскиданная на всех жильцов оплата ОДН.

А вот при прямой форме управления, напротив, компания несёт прямую ответственность за вверенные ей объекты. Такая УК обязана иметь и свою производственную базу, и действующий текущий счёт. Более того, все работы компания проводит по заявке и с согласия жителей дома или подъезда.

Разобравшись с этими лазейками, я занялась поиском такой УК и к своему удивлению во всём городе нашла только одну — «УК ЖКХ г. Новокузнецка». Признаться, сначала меня, несколько смущало то, что тогда она только начинала работать, однако уже после первой беседы с руководством компании сомнения рассеялись. Во-первых, у неё есть собственная производственно-техническая база, а значит, не будет проблем ни с техникой, ни с изготовлением скамеек, козырьков и т. д. Добавлю сюда же и то, что наличие такой базы автоматически исключает возможность завысить в смете стоимость аренды или оказания сторонней фирмой какой-либо другой услуги. Во-вторых, наши чаяния по срочному ремонту кровли и подвала выполнили сразу же! При этом с нас не стали требовать никаких авансов и мы наконец-то больше не слушали нелепые объяснения о том, что пока на ремонт денег нет и для того, чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки надо вступить в УК, накопить деньги на счету дома и тогда может быть работы начнутся. Здесь всё обстояло иначе: как только были оформлены документы по переходу в «УК ЖКХ г. Новокузнецка» компания сразу же приступила к производству работ. Более того, вслед за этим нам наконец-то подстригли газоны, установили скамейки и песочницу для детей, а на днях и ремонтом крыльца займутся.

Отдельной строкой, и это в-четвёртых, хотелось бы сказать и о приятно удивившей нас схеме работы с этой УК. О возникшей необходимости в ремонте мы сообщаем диспетчеру (впрочем, порой выходило и так, что первым делом мы «попадали» на директора или главного инженера). В этот же день к нам приезжают сотрудники УК и составляют смету. При этом нам, жильцам, даётся время на то, чтобы её проверить! Забегая вперёд скажу, что и финансовые отчёты о проделанной фирмой работе — тоже не тайна. После того, как каждый жилец поставит под сметой личную подпись, команда УК приступает к работе.

Пятым пунктом в списке плюсов этой компании каждый из нас наверняка назовёт то, что с её приходом, к нам сразу же прикрепили дворника, кстати, очень ответственную и аккуратную женщину. Вот такие положительные изменения произошли в жизни нашего двора за довольно короткий срок. Впрочем, если хотите убедиться в этом сами, приходите к нам на экскурсию, с гордостью покажу вам наш дом и двор, а для сравнения «до» и «после“ даже продемонстрирую фотографии, на которых мы запечатлели былую разруху нашего жилища».